Круглов Дмитрий Георгиевич
*авторизированный доступ


Серьезно: о подрастающих кадрах [08/12/05]


Кадры решают все. С этим мало кто будет спорить. Особенно в нашей отрасли, где интеллект сотрудников является основным производственным инструментом. Тем печальнее наблюдать, как из года в год этот инструмент портится.

 

В конце 2004 года я прочитал в одном из журналов, посвященных кадровым вопросам, что по России более 30% заявок в кадровые агентства были неудовлетворены. По оценкам экспертов, 30% — это очень большая величина. Более того, прогноз на 2005 год был еще хуже. Жаль, что у меня нет статистики. Хотелось бы проверить точность прогноза.

 

Основной причиной данной проблемы называют сильный разрыв между высшим образованием, получаемым молодыми специалистами в ВУЗах, и реальными требованиями компаний к работникам. Увы, это так. За пять лет обучения и еще пять лет преподавания в ВУЗе я отмечаю постоянное снижение среднего уровня подготовки студентов. Понятно, что после распада Советского Союза качество высшего образования серьезно пострадало. Экономические проблемы в стране в первую очередь сказываются на наиболее «тонких материях», к коим, наравне с культурой и здоровьем, относится образование. Но только ли ВУЗы виноваты в столь низком уровне подготовки кадров?

 

С моей точки зрения, не меньшая ответственность лежит на самих студентах и даже работодателях. Молодежь, поступающая в ВУЗы, с каждым годом все слабее и слабее. Все меньше студенты ориентированы на получение знаний, но в то же время их амбиции постоянно растут. Получается парадоксальная ситуация. Молодой специалист, только вчера окончивший институт или университет, не имеющий опыта работы, не обладающий качественными знаниями, претендует на оклад в 1,5 раза выше, чем получают опытные и более квалифицированные сотрудники. А все потому, что нынешние студенты очень четко отслеживают состояние рынка и наиболее востребованные специализации. Любыми средствами они стремятся получить знания, позволяющие им устроиться на высокооплачиваемую работу. Если такие предметы есть в университете — они будут уделять им основное внимание. Если же предметов нет — они будут осваивать интересные им темы самостоятельно. И это очень плохо. Плохо не то, что люди занимаются самообразованием. Плохо то, что такое образование получается бессистемным. Вот пример: студент считает, что хорошо знает ASP .NET, но не знает алгоритмов обхода дерева или алгоритмов сжатия. Или вот пример: студент считает, что хорошо разбирается в трехмерной графике и моделировании, но не знает основ объектно-ориентированного программирования. Я уже не говорю про навыки планирования своей работы. Получается, что в погоне за модными технологиями студенты жертвуют не скучной и не нужной теорией, а основами программирования. И мы получаем не программистов, а кодировщиков (да простят меня люди, занимающиеся HTML-версткой), которым каждую задачу нужно «разжевать». Что самое печальное, одним из элементов маркетинга крупных IT-компаний является периодическая смена технологий. И что будет с так называемыми «специалистами .NET», когда Microsoft, следуя ей одной понятной логике, поменяет .NET на что-то новое (не факт, но ведь возможно)? В отрасли, где ситуация может кардинально поменяться за сверхкороткий срок, как раз и нужны базовые навыки, которые за 2-3 месяца можно адаптировать к новой технологии.

 

А работодатели при чем? Тоже причем! В отрасли информационных технологий возможна ситуация, когда студент параллельно с учебой работает в компании. Если в строительстве немыслим прораб без высшего образования, то программист без диплома встречается сплошь и рядом. К чему это приводит? К тому, что такие студенты вообще прекращают учиться. Они просто «переползают» в ВУЗе с курса на курс и все. И рассчитывать на то, что подобный сотрудник будет серьезно и основательно относиться к работе, не приходится. Ведь как он учился, так он и работать будет. Как только у него появится еще один интерес (например, дополнительный приработок), он спокойно начнет совмещать его с работой. Благо, есть опыт за время обучения в институте.

 

Я считаю, что привлечение в учебное время студентов-очников в компанию на работу разрушает их добросовестное отношение к работе, формирует у них завышенную самооценку и мешает им получить необходимую в будущем образовательную базу. Ведь не даром в ВУЗах введена практика, которая проводится в свободное от занятий время.

 

Как вывод, можно сказать, что наличие подготовленных специалистов в будущем, — это сегодняшняя ответственность не только ВУЗов, но и молодежи и ее будущих работодателей.


Создать закладку Google slashdot YahooMyWeb Digg Technorati Delicious Забобрить эту статью! Добавьте на news2.ru




Круглов Дмитрий Георгиевич

ФИО: Круглов Дмитрий Георгиевич
Должность: Технический директор
Ник: Dimmentio

Личные данные  Письмо автору

Yandex RSS
Получать обновления блога по Email



количество читателей онлайн и всего
BLOGUS.RU
Рейтинг блогов

Вверх
Вернуться

Поиск
© Red Graphic Systems